Описание
Начну издалека. Самая первая встреча с фотографией у многих начинается с разглядывания семейного альбома. Мы привыкаем видеть фотографии близких и представлять их по этим фотографиям – такими, какими они на этих фотографиях остались… Из десятков (а в нынешнее время и сотен) обрывочных образов длиной в долю секунды можно сложить целую своеобразную ленту жизни.
Цифровая фотография в этом смысле – не исключение. Она лишь позволяет удлинить эту ленту, сделать ее более чем подробной. Сколько раз мы сталкивались с тем, что фотографируемые говорят: неужели это мы? И не нравится себе никто. Почему? Ведь механическое отображение должно было бы, по идее, давать стопроцентное попадание в реальный образ.
Я думаю -- помещая в кадр что бы то ни было: от натюрмортов до авангарда, человек снимает себя самого, отражается в отдельных работах, как в зеркалах. Может быть не целиком, но отчасти – обязательно. И, мне кажется, это - попытка организовать мир, где мы выглядим так, как хотели бы выглядеть, таким, каким хотели бы его видеть или не хотели, но который мы понимаем. Своеобразная иллюзия созидания мира, в котором нет места случайности, созидания, подчиняющегося законам красоты.
На фотографии мы бессмертны, но только в ту долю секунды, которая запечатлена на снимке: «Это мы у моря в … году»… «А здесь Лидочке пять лет…»…. Так на бытовом уровне мы стараемся решить один из самых трудных вопросов – о бессмертии. Это бессмертие действительно существует там: в новом мире, созданном из существующего в момент нажатия на кнопку фотоаппарата. А зритель, вновь и вновь разглядывающий картинку, закрепляет это бессмертие собой, своим восприятием. Я бы назвала фотографию – способом рождения… Местом, где появляются миры.
Область приложения фотографии как способа фиксирования реальности – громадна. Фотография на документы, свадебные фото, студенческие гулянки и отдых с родными в жарких и не очень странах…
Но этот мир – особый, в нем все передано только одним способом – светом. Все, что окружает нас, имеет запах, объем, фактуру, движется, звучит. Фотография все это богатство способна передать только через одну сторону – визуальную. Все это доступно нам через зрение. В самом деле – как передать запах цветов, их бархатистую и шелковистую поверхность лепестков? Как передать звук?
Люди осваивают фотографию, как язык.
И я все время удивляюсь, как близка фотография - этот последний «великий немой» - музыке.
Фотографию называют молодым искусством, но я бы назвала его еще и статистическим искусством. Можно сколько угодно рассуждать о «решающем моменте», чутье и умении видеть, но все это пустые слова, пока нет кадров, пока они не сняты, не отобраны.
Мы и есть – наши фотографии. Мы просто перетекаем в них постепенно. Еще бы – такой шанс получить бессмертие на всю длину выдержки.
Мне безумно жаль, когда я вижу старые альбомы на свалке… Где люди на выцветающих фото живут, любят, - и вдруг исчезли. И все, что осталось от них, – эти небольшие кусочки бумаги, на которых они только и существуют теперь.
У человечества до появления фотографии никогда не было такого мощного средства создания иной реальности, как фотография.