Описание
Приветствуем вас на официальном форуме города Каинска(Куйбышева)В нашей группе состоят только жители Каинска(или рождённые в нём).Остальных,просим удалиться. Казалось бы, мы достаточно хорошо представляем историю своей области, но настоящий историк и сегодня находит такое, о чём мы либо позабыли, либо и не знали никогда. История Сибири — это не только история освоения бескрайних просторов русскими; в этой эпопее нашлось место для многих народов.
Герб Каинска 1785 года
Возьмем, к примеру, районный центр, основанный в 1722 году и по глубокому историческому недоразумению всё ещё именуемый в честь «видного деятеля коммунистической партии». Речь идет, конечно, о Куйбышеве, который люди, в нем живущие, по старинке именуют Каинском. Много интересного было в истории города, но одна из её страниц всегда находилась вне зоны внимания. Как будто и не было её вовсе. Лишь в последние годы появились работы профессиональных историков, затрагивающие тему жизни евреев в Сибири. Пожалуй, самая обстоятельная и глубокая из них — книга уже знакомого читателям «ВН» алтайского историка Юрия Гончарова «Очерки истории еврейских общин Западной Сибири». О Каинске там сказано немало…
Каинск был одним из первых сибирских городов, в начале XIX века официально определенных в качестве места расселения евреев. Существует версия о том, откуда приехали новые горожане: евреев сослали из приграничного местечка в Белоруссии, где они занимались контрабандой. А чтобы оную пресечь, всех до единого жителей местечка и отправили в Сибирь.
На улице Александровской в 1892 году появилась деревянная двухэтажная синагога
Когда через город проезжал знаменитый Сперанский, он написал в своем дневнике: «Каинск — маленький городок, ныне только в план приведенный. Множество жидов и цыган». Прошло почти полвека, и в Каинске появилась довольно многочисленная община. По данным 1858 года, в Каинском округе было 1008 евреев, что составляло 41% всех евреев Томской губернии. Около 40% из них проживали в Каинске, и составляли они 12% жителей города. Декабрист Иван Завалишин отмечал, что Каинск в шутку называют «сибирским Иерусалимом».
Прошло еще 15 лет, и Каинск становится городом с наименьшим процентом русских и наибольшим процентом евреев в Западной Сибири. Из 3243 жителей евреями были 460 горожан, или каждый седьмой… По численности еврейского населения Каинск уступал тогда только губернскому Томску. Вот одно из описаний того времени: «Улицы, выходящие на площадь, далеко не завидны: каменных зданий во всем городе нет, мостовых и всякого искусственного освещения — тоже, тротуаров мало, да и не в порядке… Всех вообще зданий в городе считается 406; церквей 2 (каменный собор и деревянный храм на кладбище), 1 еврейская молитвенная школа, 2 винных склада и 32 питейных дома».
Сохранились и наблюдения за жизнью еврейской общины Каинска. В книге «Сибирь и каторга», выпущенной в Санкт-Петербурге в 1900 году, С. Максимов писал: «Там коммерческая суетня и толкотня. В Сибири также думали превратить евреев в хлебопашцев, но и здесь, как и в Западной России, народ этот сумел разбить всякие надежды; и упрямо остался при своих качествах.
Винокуренный завод торгового дома «Бр. Ерофеевы» в Каинске
Из города Каинска евреи умудрились сделать такой же город, каких неисчислимое множество во всем западном крае России. Каинск сибиряки справедливо называют «сибирским Иерусалимом… Из городка, не имеющего никакого промышленного и торгового движения, как все города Сибири, вообще углубленного в себя и мертвенно молчащего, евреи сделали крикливый, живой и торговый. На площадке приладился рынок, выросли, как грибы, лавчонки, в лавчонках засели еврейки. Евреи, сбиваясь в многообразные и многочисленные кучки, машут руками, бегая по улицам, машут фалдами длиннополых казинетовых сюртуков… Евреи же добились того, что в Каинске теперь одно из главных мест склада всего пушного товара (особенно беличьих хвостов), отправляемого за границу, на Лейпцигскую ярмарку.