Описание
«Декаданс… не стиль, даже не течение, а настроение и тема, которые в равной мере окрашивают и искусство, и философскую, научную, религиозную, общественную мысль»
Омри Ронен
****************************************************
Декаданс, Декадент, Декадентство
--------------------------------------------------------------------------------
«Современный толковый словарь русского языка» (2004):
Декаданс [дэ], -а; м. [франц. dékadence от лат. decadentia — падение]. Книжн. 1. Упадок, культурный регресс. 2. = Декадáнтство.
Декадент [дэкадэ и дэкаде], -а; м. Последователь декадентства. Поэты-декаденты. < Декадентка, -и; ж. Декадентский, -ая, -ое.
Декаденстство [дэкадэ и дэкаде], -а; ср. [от франц. décadent — упадочный]. Общее название антиреалистических направлений в литературе и искусстве конца 19 — начала 20 в., характеризующихся неприятием жизни, утончённым эстетизмом, индивидуализмом. < Декадентский, -ая, -ое.
___________________________________________________
Декадентство
--------------------------------------------------------------------------------
«Большая Советская Энциклопедия» (третье издание, 1969—1978):
(франц. decadence, от позднелат. decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19 — начале 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Ряд черт декадентского умонастроения отличает и некоторые направления искусства, которые объединяются термином модернизм.
Сложное и противоречивое явление, Д. имеет источником кризис буржуазного сознания, растерянность многих художников перед резкими антагонизмами социальной действительности, перед революцией, в которой они видели лишь разрушительную силу истории. С точки зрения декадентов, любая концепция общественного прогресса, любая форма социально-классовой борьбы преследуют грубо утилитарные цели и должны быть отвергнуты. «Самые великие исторические движения человечества представляются им глубоко „мещанскими“ по своей природе» (Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 2, 1958, с. 475). Отказ искусства от политических и гражданских тем и мотивов декаденты считали проявлением свободы творчества. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а культ красоты как высшей ценности нередко проникнут аморализмом; постоянными для Д. являются мотивы небытия и смерти.
Как характерное веяние времени Д. не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве. Умонастроения Д. затронули творчество значительной части художников конца 19 — начале 20 вв., в том числе многих крупных мастеров искусства, творчество которых в целом не может быть сведено к Д. В наиболее отчётливом виде мотивы Д. впервые проявились в поэзии французского символизма — в творчестве т. н. «проклятых поэтов» (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). Их идеи и настроения получили развитие у П. Валери, П. Клоделя, П. Фора, А. Жида и др. В Великобритании чертами Д. отмечено творчество прерафаэлитов (Д. Г. Россетти, Х. Хант и др.), а также близких к нимО. Бёрдсли и А. Суинберна. В Италии декадентские умонастроения отразились в творчестве Дж. Пасколи, А. Ориани, Г. Д’Аннунцио. Влияние Д. сказалось также на творчестве таких крупных художников конца 19 — начала 20 вв., как О. Уайльд — в Великобритании, М. Метерлинк — в Бельгии, Г. Гофмансталь и Р. М. Рильке — в Австрии, М. Пруст — во Франции и др. Неприятие действительности, мотивы отчаяния и всеотрицания, тоска по духовным идеалам, принимавшие художественно выразительные формы у крупных художников, захваченных декадентскими настроениями, вызывали сочувствие и поддержку со стороны писателей-реалистов, сохранивших веру в ценности буржуазного гуманизма (Т. Манн, Р. Мартен дю Гар, У. Фолкнер).
В России Д. отразилось в творчестве поэтов-символистов [прежде всего т. н. «старших» символистов 1890-х гг.: Н. Минского, Д. Мережковского, З. Гиппиус (критику см. в ст. Плеханова «Евангелие от декаданса»), затем В. Брюсова,