Описание
В разные времена лошадей обучали по-разному. Вот некоторые сведения о том, как и чему, обучали лошадей хетты и греки, а также чему обучали боевых скакунов римляне и чему учили лошадей в средние века.
Самые ранние письменные сведения об уходе за лошадьми и их дрессировке оставил Киккули - конюший хеттского царя, примерно в 1400 году до Р. Х. Дошедшие до нас тексты, написанные хеттскими письменами и вавилонской клинописью на глиняных табличках, содержали подробные указания о том, как следует приручать лошадей, ухаживать за ними и запрягать в колесницы. Видимо, многие из этих сведений были заимствованы хеттами у индейцев, о чем свидетельствуют некоторые специальные термины и цифровые данные в составленном Киккули трактате о коневодстве. В трактате собран опыт обращения с лошадьми, накопленный человечеством на протяжении многих столетий.
Киккули, как и многие современные специалисты, рекомендует уже в годовалом возрасте отбивать жеребят уже в годовалом возрасте от вольных табунов, чтобы они под наблюдением человека постепенно привыкали к нелегким лошадиным будням. Он точно указывает, сколько сена, свежей травы, соли и зерна должен ежедневно получать жеребенок, как следует по мере взросления молодняка увеличивать этот рацион, какие расстояния должен ежедневно преодолевать жеребенок, сначала шагом, потом рысью. Скакать галопом на лошади можно лишь после того, как она достаточно окрепнет.
Киккули пишет и о том, что лошадь необходимо водить к реке, поить ее там и купать. «Затем пусть она поваляется по песку, а после того, как обсохнет, обязательно почистить ей шкуру скребницей». Когда жеребенок достаточно окреп и хорошо обучен, его подвергают суровому испытанию: после двухсуточной выдержки без воды и пищи заставляют тащить тяжелую колесницу по труднопроходимой каменистой дороге. И только тот, который успешно выдерживает этот экзамен, может попасть в царские конюшни.
Греческий писатель и начальник всадников Ксенофонт наряду с историческими и философскими сочинениями оставил нам и книгу «О конном искусстве». Он прекрасно разбирался в достоинствах и недостатках лошадей и считал, что по своей природе они трусливы. В случае опасности это животное инстинктивно помышляет о бегстве, а не о сопротивлении, заявлял Ксенофонт. Поэтому, писал он, лошадей необходимо тщательно воспитывать и обучать, чтобы они могли преодолеть этот недостаток. Хотя обучаются они медленно, но зато однажды усвоенное уже никогда не забывают. Особенно важным греческий писатель считал мягкое и дружелюбное отношение хозяина к своему коню. «Нельзя ждать от танцора, что он выполнит высокие прыжки, если подгонять его бичом», - утверждал Ксенофонт. Мужество и отвагу молодой лошади можно привить, с первых месяцев жизни приучая ее не боятся уличного шума, криков толпы, огня, звона клинков и трепещущих на ветру пестрых флажков, если она ощущает ласковое и дружеское отношение к себе хозяина.
Как и греки, римляне обычно поручали воспитание молодых лошадей опытному наставнику. Когда трехлетки, которых начинали объезжать именно с этого возраста, слушались всадника и спокойно шли любым аллюром, можно было приступать к обучению их несложным фигурам, таким, как серпантин, вольты, вертушки. С конями, предназначенными для воинской службы , а также для парадов и цирков обращались строже. Чтобы выработать благородную осанку, их взнуздывали строгими удилами и пользовались для понукания острыми шпорами. Греки, как и римляне, высоко ценили тех лошадей, которые, принимая участие в битвах, готовы были кусать и лягать врагов. Буцефал, конь Александра Македонского, как утверждают легенды, ощутимо помогал своему всаднику в сражениях.
Также и в средние века конница играла важную роль. Однако искусство верховой езды было тогда еще не особенно развито. В большинстве случаев рыцари силой заставляли своих коней делать то, что от них требовалось: они взнуздывали их рвущими губы железными трензелями, кололи бока длинными острыми шпорами. Ездили рыцари в основном ш